воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Лао Цзы

Лао-Цзы (конец VII – середина VI вв. до нашей эры) – китайский философ, основоположник даосизма, предположительно, автор трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о пути к добродетели").
      Лао-Цзы был начальником императорского книгохранилища, архивариусом.  Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал - Дао и Дэ.
     Слово «Дао» буквально означает «путь», а также суть вещей и бытия вселенной. Дао - это природа, объективный мир.
     Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ - есть то, что питает Дао. Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать Дао.
     Дэ - принцип, способ бытия,  возможность правильного накопления жизненной энергии, ци,  искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение.
     Дэ - не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности.
     К понятию Дэ близко даосское учение об У-вэй, недеянии. Непостижимое Дэ - это то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао. Дао - это то, что движет вещами, путь его загадочен и непостижим.

Цитаты и aфоризмы Лао Цзы
  • Дао велико, небо велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак, в мире существует четыре величия, одно из которых составляет царь.
  • Для того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание - первую ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
  • Если кто-то сделал тебе плохо,не кидайся в бой и не спеши мстить, просто сядь на берегу реки и жди пока труп обидчика проплывет мимо...
  • Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.
  • Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
  • Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
  • Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню. Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый - лжец.
  • Голос истины противен слуху.
  • Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
  • Довольствующийся самим собой - богач.
  • Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
  • Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
  • Знающий меру доволен своим положением. Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.
  • Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью, и тот, кто сознает, что основа жизни его - дух, знает, что он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства.
  • Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
  • Когда вождь, заслуживающий название самого лучшего, завершает свою работу, люди говорят: "Мы все сделали сами".
  • Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
  • Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
  • Кто хочет быть во всем правым, того не слушают.
  • Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
  • Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
  • Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.
  • Мудрец избегает всякой крайности.
  • Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
  • Нет беды тяжелее незнания удовлетворения. Нет беды тяжелее, чем презирать врагов. Нет греха тяжелее страстей.
  • О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства.
  • Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
  • Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны
  • Превосходный воин никогда не разгневается
  • Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их.
  • Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает. Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает
  • Только что распустившееся растение нежно и слабо. 3асохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет
  • Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет

Комментариев нет:

Отправить комментарий