понедельник, 27 апреля 2015 г.

Ошо о гневе

Божественное поглощает дьявола, потому что дьявол — только часть божественного. Дьявол — это часть, которая претендует на то, чтобы быть целым. Если вы принимаете эту часть в себе, она поглощается целым. Если вы боретесь с ней, значит, вы будете бороться с самими собой и всегда оставаться разделенными на части. Эта разделенность и приводит к появлению дьявола — благодаря ей он существует. Он не может существовать, если вы целостны и тотальны. Когда вы принимаете всю жизнь, не отрицая, не отвергая ничего, не давая ничему определений, когда вы принимаете жизнь независимо от того, что в ней происходит, когда вы принимаете ее во всей полноте, дьявол исчезает. Он поглощается поглощается божественным.
     Дьявол — это божественное. Его нужно позвать назад, но, сражаясь с ним, вы не сможете его вернуть. Если вы боретесь с ним, он уходит все дальше и дальше. И вам все время будет не хватать этой части. Эта отсутствующая часть не даст вам успокоиться. Дьявола нужно позвать домой, чтобы целое могло поглотить его. Если вы принимаете все, ненависть исчезает. Поэтому, когда я говорю «примите ненависть», я вовсе не советую вам ненавидеть. Когда я говорю «примите», это означает, что я отрезаю корень.
     Если вы сможете принять ненависть, вы больше никогда не будете ненавидеть; если вы не сможете ее принять, вы останетесь полным ненависти и в вашей любви всегда будет чего-то не хватать. Это проблема, которая есть у каждого внутри. Вы ненавидите кого-то. Когда вы ненавидите, что происходит внутри вас? Что такое ненависть? Что вы хотите сделать с этим человеком?  Вам хочется убить его, уничтожить. Вам хочется, чтобы он убрался как можно дальше. Вы не желаете видеть его, не хотите, чтобы он был рядом — вот почему вы хотите убить его, уничтожить.
      Когда вы любите кого-то, что вы готовы сделать для него? Вы хотите, чтобы он жил вечно, никогда не умирал, всегда был рядом. Вы хотите защищать его, заботиться о нем, вы не верите, что ваша любовь может быть разрушена. Вы хотите, чтобы ваш возлюбленный был бессмертным.
     Оба эти явления противоположны, но это две стороны одной медали. Любовь созидательна, ненависть разрушительна. Но созидание невозможно без разрушения, а разрушение не имеет смысла, если оно не служит для созидания.
      Поэтому вы можете разрушить, если собираетесь что-то создать, тогда это нормально. Никто не скажет, что вы разрушитель. Вы можете разрушить общество, если есть возможность создания лучшего общества; вы можете разрушить мораль ради создания лучшей морали — никто не скажет, что вы разрушитель, потому что вы разрушаете, чтобы создать, а созидание невозможно без разрушения.
    Разрушение поглощается созиданием; поэтому оно прекрасно, оно является частью созидательного процесса. Но если вы просто разрушаете безо всякой созидательной идеи в уме, не думая о том, что вы собираетесь делать потом, просто потому, что вам нравится разрушение - тогда вы просто сумасшедшие. Разрушение стремится заявить, что оно и есть целое. В результате,  разрушение заявляет о себе как о целом, в вас появляется дьявол. Разрушение как часть целого божественно. Когда вы любите человека, вам приходится также и ненавидеть его, и тогда ваша ненависть — это часть любви.
     Холодный гнев — от дьявола; горячий — от бога. Горячий гнев прекрасен, он живой; холодный гнев — мертвый, отравляющий.
     В жизни все подчинено ритму. Только в смерти все абсолютно, в ней нет никакого ритма. Вы можете любить человека интенсивно лишь в течение нескольких мгновений, затем вы должны заняться чем- то другим, потому что вам нужно сделать передышку. В противном случае любовь превратится в лихорадку, вас будет постоянно лихорадить — как вы сможете терпеть это двадцать четыре часа? За днем должна прийти ночь, а вместе с ней — отдых, расслабление.
      Любовь — это возбуждение. Вы не можете постоянно находиться в возбуждении. Вы любите и ненавидите человека одновременно, и в этом нет ничего неправильного — если вы любите. Любовь благословляет все, даже ненависть. Любовь очищает все, даже ненависть. Любовь освящает все, даже ненависть. Вы любите свою жену и ненавидите ее, она любит вас и ненавидит. Это создает ритм жизни. Это уничтожает монотонность.  Остров ненависти среди океана любви — это прекрасно. Это дает любви напряжение и расслабление. Это привносит в любовь ритм, это делает жизнь гармоничным целым.
      Настоящая беда случается, когда вы сердитесь, но не показываете этого, и постепенно механизм подавления оказывается настолько глубоко укорененным, что все в вас становится фальшивым. Вы не любите, но демонстрируете любовь, вы не чувствуете сострадания, но демонстрируете его — и тогда жизнь не истинна.
     Любовь превосходит ненависть, созидание превосходит разрушение. Жизнь превосходит смерть, и поэтому смерть должна быть частью жизни. И если смерть является частью жизни, она прекрасна. Помните об этом, и тогда вы увидите, что даже ваша ненависть окрашивается в цвет любви, ваше разрушение принимает форму созидания, конструктивности, творчества, а в вашем гневе содержится сострадание.
     Иисусу случалось испытывать гнев. Он злился. Его гнев был чрезвычайно сильным. Он вошел в храм Иерусалима и напал на менял, подрался с ними. И он выкинул их из храма.  Гнев — это глубокая концентрация всего существа: все сосредоточено на чем-то одном, все существование забыто, все энергии соединились в одной точке. Иисус, должно быть, был прекрасен в этот момент. Христиане стараются не упоминать об этом.
     Иисус — и гнев? Тот самый человек, который сказал: «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую», способен испытывать гнев? Это выглядит противоречиво. Человек, который сказал, что, если кто-то отберет у вас плащ, отдайте и рубашку тоже, способен сердиться? Этого не может быть.   Но только такой человек и может испытывать гнев, потому что гнев является частью его сострадания; только такой человек может сердиться, потому что он знает, что такое сострадание.
     Ему знаком один полюс, он знает о другом полюсе, и он может двигаться между ними, он жив, он не мертв. Он в постоянном движении — живом, пульсирующем, — он всегда способен двигаться к другому полюсу. И он вышвырнул этих менял из храма из сострадания. Его гнев был вызван состраданием. Он был так сострадателен, и иногда я чувствую, что его сострадание глубже, чем сострадание Будды или Махавиры, потому что оно такое истинное и живое. Махавира и Будда больше похожи на восковые фигуры — застывшие.
      Гнев Иисус вызван состраданием.  Сострадание изменяет качество гнева, поскольку гнев становится жизненно необходимой частью сострадания. Когда вы принимаете и то и другое, качество вашего существа полностью меняется. Ненависть становится частью любви, гнев — частью сострадания.

1 комментарий: