О качествах Дао Лао-цзы говорит:
О Духе Долины он говорит:
Лао-цзы не учит чему-то — он является этим «что-то». Он — не проповедник, он — присутствие. У него нет учения для вас — он может предложить вам только самого себя.
Он — загадочен и абсурден. Речь Лао-цзы состоит из афоризмов и коротких изречений, он ничего не конкретизирует, не уточняет. Дао нельзя объяснить, можно только дать аналогию, некоторый намек. О Дао нельзя рассуждать, его можно только пережить. Логика — это проститутка. Она может быть «за», может быть «против».
Лао-цзы просто констатирует. Он покоряет и притягивает. Его слова проникают глубоко в сердце, и вы не можете опровергнуть то, что он говорит. Он просто констатирует факт. Его искушение очень тонкое и неагрессивное. Оно женственно. Женщина не проявляет инициативу, не расставляет ловушек, не бегает за мужчиной, делает вид, что мужчина ее не очень-то и интересует. Она искушает таким образом, что никогда не проигрывает. Женщина преследует вас, не преследуя, охотится за вами в ваших мечтах, не выказывает никакой заинтересованности, но становится вашей самой сокровенной фантазией. Это женская хитрость.
Мир Лао-цзы принадлежит не логике, а аналогии. Логика — это нечто явное - либо вы убеждаете оппонента, либо — он вас; вы должны стать либо его последователем, либо противником. Вам придется сделать выбор.
Для логических построений нужен активный ум. Это просто, в этом нет ничего сложного. Все вокруг что-то доказывают. В большей или меньшей степени все — логики; хорошие или плохие, но все — философы. Если вы хотите понять Лао-цзы, вам придется отбросить логику - он не спорит с вами — если вы начнете спорить с ним, это будет просто смешно. Он просто приводит аналогию.
Книга, построенная на логике, может быть прочитана, и понята, и на этом все кончается — вы можете выбросить ее в мусорное ведро. Но книга, построенная на аналогиях, очень поэтична: она меняется вместе с вашим настроением, она меняется в соответствии с вашими озарениями, она меняется в процессе вашего роста, дает вам разное видение в различных состояниях ума.
Иисус говорит: «Бог есть любовь». Это аналогия. Это не означает, что любовь является Богом, но в вашем опыте нет ничего другого, что можно было бы использовать как аналогию. Любовь — это не действие, это состояние вашего существа — вы можете быть в любви, но вы не можете заниматься любовью. Любовь случается, в ней нет усилия.
Такую книгу аналогий, как книга Лао-цзы, нуясно читать снова и снова — это работа всей жизни. Вы не можете прочесть ее и выбросить. Это сокровище, которое нужно беречь, это предмет, который изучают всю жизнь. Лао-цзы не оставит вас равнодушным, он будет притягивать вас. Постепенно он завладеет вашим существом, вам следует лишь позволить это.
Лао-цзы можно понять только с помощью сочувствия, глубокого доверия. Понять Лао-цзы через ум невозможно. Лао-цзы больше похож на поэта. Вы не спорите с поэтом — вы слушаете стихи, вы впитываете в себя их поэзию, вы размышляете над ними, позволяете им проникнуть в центр вашего существа, стать вашей плотью и кровью, вы усваиваете их.
Вы забываете слова, вы совершенно забываете стихи, но их аромат становится частью вас. Вы стали более наполненными. Позвольте ему войти в вас. Откройте двери. Он не постучит, потому что в нем нет агрессии, он не станет убеждать вас, поскольку не верит в убеждения. Он не человек ума, он полностью человек сердца. Он прост, его аналогии понятны даже крестьянину — они живые, они излучают свет, они наполнены энергией. Если вы откроетесь ему, внезапно вы окажетесь трансформированными.
Лао-цзы не религиозен в обычном смысле этого слова. Он не теолог. Он никогда не бывал в храме и никогда не молился — он пришел к пониманию, что все существование — это храм, и вся жизнь — это молитва. Его существо целостно. Он не делит жизнь на отдельные части, он живет в ней, как в едином потоке.
Вам легко быть нравственным, когда вы не работаете, не ходите по магазинам, отдыхаете на солнышке, слушаете проповедь в церкви. Это не сложно. Сложности возникают в шесть рабочих дней — в эти дни вы не можете быть религиозными. Вы создали в своей жизни два изолированных пространства — для религии отведено время в воскресенье, а потом...
У индусов есть свои способы, у мусульман — свои, у христиан — свои способы, как уклоняться от религии. Они ходят в храм и молятся. Посмотрите на их лица, когда они молятся. Они так прекрасны. По когда эти люди выходят из церкви или храма, они меняются. Они становятся другими. Лао-цзы совсем не религиозен. Он простой человек. Он даже не знает, что он религиозен — как религиозный человек может узнать о своей религиозности? Религия для него как дыхание. Вы обращаете внимание на дыхание только тогда, когда с вами что-то не так, когда вам трудно дышать, когда у вас астма или другие болезни, связанные с нарушением дыхания. А если с вами все в порядке, вы никогда не обращаете внимания на дыхание. Вы просто дышите, это так естественно. Религиозность Лао-цзы так же естественна, он даже не знает о ней.
Он не похож на ваших святых, для которых религия — это занятие. Нет, он ничем не занимается: он позволяет тотальности овладеть собой. Он живет религией, но он не занимается ею. Религия для него — это не дисциплина, это глубокое понимание. Это не что-то, приходящее извне, это то, что возникает внутри него. Между ним и религией нет ни малейшей дистанции. Он не религиозен в том смысле, в каком это понимаете вы. Он не святой, потому что его не интересует святость. Он не стремится быть святым. Истинно религиозный человек не обладает религиозным характером и не может им обладать, потому что характер — это следствие нерелигиозности.
Попробуйте понять это: вы создаете характер, потому что боитесь своего существа; вы создаете мораль, потому что боитесь своей внутренней аморальности; вы принуждаете себя вести определенный образ жизни, поскольку знаете, что если вы будете жить спонтанно и естественно, вы станете грешниками, а не святыми. Вы боитесь своего существа, вы заключаете себя в рамки характера. Характер — это броня, которая защищает вас от других и от самих себя. Это крепость, в которой вы живете. Вы говорите правду не потому, что вы осознаете ее блаженство, просто вам внушили, что за ложь вы будете низвергнуты в ад. Ваши теологи постарались изо всех сил, сделав из Бога величайшего садиста, который бросает людей в ад, в пылающий огонь, в кипящее масло. Этот Бог похож на садиста. Он нуждается в психологической помощи — кажется, ему нравится причинять страдания. Вы боитесь ада и стремитесь на небеса — эта приманка в виде небес постоянно притягивает вас. А ваш
характер — это просто приспособление, позволяющее вам предохранить себя от падения в ад и попытаться достигнуть своей амбициозной цели — небес.
Религиозный человек вообще не амбициозен. Амбициозность — это то, что религиозный человек теряет в первую очередь, поскольку амбициозные желания устремлены в будущее, а религиозный человек всегда пребывает здесь и сейчас. Он живет в настоящем, он не беспокоится о будущем, которого не существует. Ему нечего бояться. Он живет так тотально — как он может чего-то бояться? Страх возникает из-за того, что ваша жизнь состоит из отдельных фрагментов. Вы вообще еще не жили — отсюда и страх. Попробуйте понять главное. Человек боится смерти. Почему? Вы знаете, что смерть — это плохо? Откуда вы можете это знать, если вы еще не умерли? Вы знаете, что смерть будет хуже жизни? Откуда вы это знаете? Возможно, она лучше, чем жизнь. Почему вы боитесь смерти, ничего не зная о ней? Почему человек боится неизвестного? Это кажется невероятным. Вы можете бояться только того, о чем вам известно. Как вы можете бояться неизвестного, чего-то абсолютно незнакомого? Нет, вы боитесь не смерти. Вы ошибаетесь, считая, что ваш страх — это страх смерти.
На самом деле вы боитесь умереть, потому что вы не способны жить - страх связан с непрожитой жизнью. Вы боитесь, поскольку вы так и не научились жить, любить, а смерть приближается и с ней все закончится. Вас больше не будет, и вы уже не сможете полюбить. Вы похожи на дерево, которое еще не расцвело и к которому приближается лесоруб. Дерево испытывает страх, не зная, что должно произойти. Страх возникает не из-за смерти, страх возникает из-за того, что чего-то важного не случилось в жизни. Дерево знает, что оно еще не расцвело, не дало плодов. Оно еще не знало весны, оно не танцевало на ветру, не любило, не жило. Непрожитая жизнь порождает страх... А лесоруб приближается. Он подойдет, и будущего больше не будет. Смерть означает, что будущего не будет. Прошлое ушло, будущего не будет — а настоящее так ограничено. Страх овладевает вами, вы дрожите.
Страх всегда возникает только от непрожитой жизни. Если вы живете тотально, вы ничего не боитесь. Если смерть придет ко мне прямо сейчас, я готов. Я жил. Все завершено, ничто не осталось незавершенным. Смерти нечего разрушать. Если бы что-то осталось незавершенным, я бы хотел, чтобы смерть подождала, но все завершено. Я полностью готов. Если смерть придет, я готов, я даже не оглянусь назад, потому что не на что глядеть, все завершено. Как только что-то завершается, вы свободны от этого.
Жизнь действительно прожита — и человек свободен от нее. Если жизнь не прожита, вы никогда не освободитесь от нее. Вы можете отправиться в пещеры, в Гималаи, в Тибет — вы можете пойти куда угодно, но вы никогда не станете свободными, и страх всегда будет с вами. Страх и свобода не могут существовать вместе. Когда приходит свобода — а свобода приходит, только когда вы жили, цвели, когда все завершено и закончено, — тогда зачем стремиться продлить жизнь? Не нужно ни единого мгновения. И страх исчезает. Ваша религия основана на страхе. На самом деле это псевдорелигия, это просто обман. Религиозность Лао-цзы отличается от вашей и от той, которую вы видите в других людях. Его
религиозность обладает совсем другим качеством. Лао- цзы прост, он живет невинно от момента к моменту. И он не говорит о Боге. Он проживает Бога, а не говорит о нем. Он наслаждается Богом, он празднует его; Бог для него — это не интеллектуальный феномен. Он танцует. Он пьет его. Он проживает его. Люди обычно говорят о том, о чем они не знают.
Лао-цзы не говорит о Боге, он даже ни разу не упоминает о нем. Может быть он забыл о Боге? Или он настроен против Бога? Нет. Он проживает Бога настолько тотально, что даже помнить о нем было бы кощунством.
Говорить о Боге — значит говорить об очень глубоком явлении; это было бы предательством. Повторяю, это было бы предательством — говорить о Боге. Это настолько интимно, это то, что связывает вас с целым. Точно так же влюбленные не говорят о своей любви. А если люди говорят о своей любви, можете быть уверены, что в их жизни любви нет. Любовь — это настолько интимное явление, что никто не говорит о ней. Поэты говорят о ней, потому что они не знают, что такое любовь. Они пишут и пишут стихи, но это их фантазии, они ничего не знают о любви. Любовники хранят молчание. Они вообще не говорят о любви. Не о чем говорить — они познали, что такое любовь. И, познав ее, они также знают, что о ней ничего нельзя сказать. Попытайтесь войти в сутру вместе со мной:
Пустота — одно из ключевых слов для Лао-цзы. Пустота означает пространство, необъятность, неисчерпаемость. Ваши представления о доме связаны со стенами. Представления Лао-цзы о доме связаны с пространством в нем, но не со стенами. «Стены — это не дом», — говорит он. Как вы можете жить в стенах? Вы живете в пространстве, а не в стенах. Пустота — вот ваш истинный дом. Но когда вы думаете о доме, вы вспоминаете ту структуру, которая возведена вокруг пустоты. Вот почему дворец и хижина выглядят по-разному для вас, но не для Лао-цзы, потому что пустота везде одинакова.
Если вы смотрите на стены, то хижина — это хижина, а дворец — это дворец. Но если вы смотрите на пустоту, тогда нет разницы между дворцом и хижиной. Нет роскошной пустоты и нет пустоты убогой, но есть роскошные стены и убогие.
Эта аналогия несет в себе бесконечный потенциал и огромный смысл. Когда вы хотите увидеть человека, вы смотрите на его тело? В таком случае вы смотрите на стены. Это не настоящий человек, настоящий человек — это его внутренняя пустота. Тело может быть красивым или уродливым, больным или здоровым, молодым или старым, но внутренняя пустота остается неизменной. Поэтому смотрите на внутреннюю пустоту.
Золотой кувшин отличается от глиняного — у них разные стенки, — но пустота внутри них одинакова. И бедняк и богач несут в этих кувшинах одну и ту же пустоту, и когда они наливают воду в кувшины, они заполняют пустоту.
Лао-цзы говорит: смотри на внутреннее, не обращай внимание на внешнее. И внутренняя пустота — это ваше существо. Внутренняя пустота, внутреннее пространство — это ваше существо. Ваше существо на самом деле не является существом, потому что понятие «существо» предполагает, что внутри вас кто-то есть. Но внутри вас никого нет. Ваше эго только на поверхности, внутри — отсутствие эго. Кто же внутри? Там ничто. Вот почему вы необъятны и нигде не можете найти Бога — Бог является пустотой.
Кто-то ищет Кришну, кто- то ищет Христа, кто-то ищет Махавиру — и все ищут тело. Никто не ищет пустоту, куда бы вы пошли ее искать? Пространство окружает вас со всех сторон. Пространство и есть Бог. Это то пространство, в котором вы родились, в котором вы живете, в котором вы растворитесь. Рыба рождена в море, живет в море, умирает и сливается с морем. Рыба — это не что иное, как морская вода. С вами происходит то же самое. Пустота — это все, что вас окружает, и та же самая пустота внутри вас. Внутри святого и грешника одна и та же пустота. У грешника есть этикетка, сообщающая о том, что он грешник, а у святого — что он святой.
Вы слишком привязаны к стенам; вы не видите, что стены ничего не значат. Почему вы называете кого-то святым? Потому что он делает что-то такое, что вы считаете хорошим. Почему вы называете кого-то грешником? Потому что он делает что-то такое, что вы считаете плохим. Но все действия происходят вовне — это просто рисунки на стенах. Но что касается внутренней пустоты — могут ли ваши действия загрязнить ее? Можете ли вы сделать пустоту нечистой? Можете ли вы сделать пустоту чистой? Пустота — это просто пустота, а я — это внутренняя пустота. Если я делаю что-то, я делаю это с помощью стен, но внутренняя пустота — это «не-делающий».
Если бы Дао или Бог не были пусты, они не могли бы быть неисчерпаемыми, однажды они бы иссякли. В ваших умах живет идея о Боге, который управляет вами. Никто вами не управляет. Бог не представляет собой некую персону. Дао — это бесконечная пустота, беспредельное пространство. Ваш логический ум спросит: «А как же в пустоте существуют объекты?» Физики пришли к тому же пониманию, что и Лао-цзы и утверждают, что когда мы проникаем все глубже в материю, материя исчезает. Вместо нее остается пустота. Ученые стараются узнать, из чего состоит материя; они стараются изо всех сил, но материя полностью исчезает, от нее ничего не остается — и они не знают, куда она пропадает. Сначала они искали ее в молекулах, затем в атомах, потом расщепили атом и проникли в электрон. Итак, материя полностью исчезает — ничего не остается. Материя представляет собой пустоту.
Вот почему индуисты называют материальный мир иллюзией: снаружи | он выглядит очень плотным и вещественным, а внутри он пуст. Когда вы сядете с закрытыми глазами и, пребывая в тишине, посмотрите внутрь себя, вы ощутите эту пустоту. Физики, охотившиеся за материей, наткнулись на пустоту, и духовные искатели пришли к пустоте.
Если материя состоит из пустоты, это не так страшно, но если и вы тоже пусты — если вы становитесь полым бамбуком, если внутри вас нет ничего, кроме пустоты, — вы начинаете бояться. А если вы боитесь, вы цепляетесь за стены, но стены в конечном счете тоже пусты. Существование — это бесконечная пустота, и в этом его красота. Ночью вы спите — и ваши сны возникают из ничего, но они кажутся такими реальными. Но откуда они пришли? Как они возникли? И куда они исчезли? Если они могут быть ночью, почему их не может быть днем?
Сны возникают из ничего, и кажутся реальными. Единственное различие между дневными и ночными снами состоит в том, что ночные сны — личные, а дневные — общие.
Вы не можете пригласить своих друзей в ваш ночной сон: он личный. В ваш дневной сон вы можете пригласить друзей: он общий. Дом, в котором вы живете днем, — общий. Если существуют личные сны, значит, возможны и общие. Вы смотрите на меня, и я говорю с вами. Это общий сон, вы спите все вместе. Можно проснуться и от этого сна. Это и будет просветлением. Тогда внезапно весь мир предстанет перед вами как майя.
Дао — это беспредельная пустота, и все возникает из нее и в нее возвращается. И она неисчерпаема, потому что она не имеет границ. Возможно, вы не знаете, что идея ноля родилась в Индии. Именно в Индии люди осознали, что все возникает из ничего, из ноля, и снова превращается в ничто, в ноль. Целое путешествие от ноля к нолю. Так что именно в Индии появилась идея ноля, шукьям. И это стало основой всей математики, ноль — это основа всей математики. Если убрать ноль, вся структура математики развалится. Любое действие начинается с ноля. Без ноля математика исчезнет. Поэтому ноль — это основа всей математики.
Ноль кажется самой важной вещью в мире. А что такое ноль? Ноль — это ничто. И он неисчерпаем, беспределен. У единицы есть предел, только ноль не имеет пределов. Все существование возникло из ноля, из пустоты.
Лао Цзы хочет вам сказать, что пока вы не станете пустыми внутри, вы будете страдать, потому что пустота — это ваша реальность. Если вы не пребываете в реальности, вы будете страдать. Когда не возникает ни единой мысли — когда нет никакого содержимого, есть только пространство. И тогда страдание внезапно исчезает, потому что страдание существует в мыслях; смерть исчезает, потому что смерть существует в мыслях; прошлое исчезает, потому что мы несем груз прошлого в мыслях; амбиции исчезают, потому что как вы можете быть амбициозными, не имея мыслей?
Только пустота может быть единой. Как можно разделить пустоту? Все может быть разделено. Ваша личность может быть разделена, но то, что не является личностью, нельзя разделить. Вот почему Будда, достигнув предельного просветления, создал слово анатта. Этого слова не существовало раньше. Анатта означает «не-личность». Анатта означает анатма. Анатта означает, что вас нет. Анатта означает ничто, пустоту. Дьявол полон мыслей, он не может быть пустым. У дьявола есть ум, у бога ума нет.
Пустой ум — это ум бога, это не-ум. Станьте пустыми, подобными полому бамбуку. Двигайтесь, как пустота, живите, как пустота, делайте все, что вы должны делать, но так, как будто вы пустые внутри. Тогда карма не будет властна над вами; тогда ваши действия перестанут быть тяжелым грузом для вас; тогда вы не сможете запутаться, потому что пустота не может быть запутанной.
Дух Долины — это дух пустоты. Что такое долина? Это нечто пустое. Идите в горы. И вы увидите, что вершины состоят из камней — они наполнены, а долины — пусты. Дух Долины — это дух пустоты. Вершины возникают и исчезают, а долины остаются — вы не можете разрушить «ничто». Если вы «нечто», то вам придется рождаться и умирать снова и снова. Но если вы «ничто», как вы можете исчезнуть? Вы просто переходите из мира форм в мир бесформенного; долина означает мир бесформенного.
Это все аналогии. Женщина — это долина, мужчина — это вершина. Муясчина входит в женщину, женщина просто принимает. Мужчина — это агрессия, женщина — это восприимчивость. Муясчина пытается что-то делать, женщина просто ждет, что произойдет.
Это понятие — «Мистическая Женщина» — нуждается в осмыслении. Лао-цзы чувствует, что существование имеет скорее женскую природу, чем мужскую, потому что мужчину рождает женщина и женщину рождает женщина. Без мужчины можно обойтись, без женщины — нет. Женщина — основной элемент. Мужчина появляется из нее. Женщина более естественна, в мужчине есть что-то неестественное. Если спросить биологов, они скажут, что мужчина биологически не сбалансирован; женщина симметрична, сбалансирована. Вот почему она выглядит более красивой и совершенной. Мужчина угловат, женщина — нет. Женщина — более сбалансированное существо, поэтому она не пытается изобретать, создавать, делать что-то, постоянно находиться в движении — она никогда не суетится! Мужчина всегда суетится, всегда в движении. Ему нужно что-то делать, чтобы доказать, что он есть; он не может просто принять себя. Он не может просто жить и наслаждаться. Ему нужно лететь на Луну, покорять Эверест, что- то делать. В нем отсутствует равновесие, он не может просто сидеть, просто быть. Он становится искателем приключений или ученым. Женщина наслаждается жизнью, она получает радость от маленьких вещей, ей не нужна Луна. И любая женщина считает, что это глупость — лететь на Луну. Спросите ясен космонавтов, они даже не хотят слышать об этом. Зачем? Зачем без необходимости подвергать себя смертельной опасности? Почему нельзя просто быть здесь? Мужчины — бродяги, цыгане. Если бы в мире существовали только мужчины, в нем не было бы домов, в лучшем случае — палатки. Мужчины переезжали бы с места на место. Они не могут оставаться на одном месте, что-то глубоко внутри заставляет их двигаться. В мужчине отсутствует равновесие, в этом его безумие.
Посмотрите на женщину. Она сбалансирована. Ей немного надо: любить кого-то, быть любимой, чтобы были еда, жилье, тепло, дом — вот и все. И больше ее ничего не волнует. Женщины не создавали научных теорий, женщины не основывали религий. Меня спрашивают, почему все религии были основаны мужчинами. Потому что мужчина живет в напряжении, он обязательно должен что-то делать. Если он разочаровывается в этом мире, он начинает что-то делать в другом мире, но ему нужно что-то делать. Его никогда нет здесь и сейчас, он просто не может быть здесь и сейчас.
Аналогия Лао-цзы такова, что природа существования женственна, сбалансирована. Посмотрите на деревья, на поющих птиц, на то, как течет река, на все вокруг, понаблюдайте — и вы найдете женственность во всем. Все выглядит совершенным - деревья, птицы не беспокоятся о будущем, реки текут так лениво, так беззвучно — как будто они не движутся вовсе. Ничто не торопится. У женщин нет чувства времени, потому что они не спешат.
Мир движется без всякого чувства времени. Деревья, реки и горы не живут по часам — это мир без времени. Мужчина живет во времени, в беспокойстве.
Женщина не старается ничего доказывать, она принимает свое совершенство как нечто само собой разумеющееся. Она живет очень расслабленно. Они не ленивы, они просто живут с удовольствием. Что бы ни происходило вокруг, они не торопятся. Но по сравнению с мужчинами они выглядят ленивыми.
Лао-цзы говорит, что в существовании преобладает женское начало, оно больше похоже на женщину. Он не говорит, что существование — это женщина. Мужчина тоже может быть женственным. И такой мужчина живет в моменте, не торопясь, он наслаждается этим моментом без спешки. Иисус говорит своим ученикам: «Посмотрите на лилии в полях. Как они прекрасны! Даже Соломон в расцвете своего величия и славы был не настолько прекрасен». Но в чем секрет лилий? В том, что они цветут здесь и сейчас. Их не беспокоит следующее мгновение; следующего мгновения нет в их сознании.
Мужчина может жить женственной жизнью — тогда он становится мистиком. Это единственный способ стать мистиком. Поэтому все мистики в определенном смысле женственны. И только их, а не основателей религий, можно назвать истинно религиозными людьми.
Будда не основывал буддизм. Его ученики являются основателями. Иисус не основывал христианство. Его апостолы являются основателями. Все они мужчины. Иисус женственен. Мистики живут без спешки, не как напряженные мужчины, а как расслабленные женщины.
Если вы сможете найти ключ к двери Мистической Женщины, вы откроете дверь существования. В эту дверь нужно входить ненапряженным, уравновешенным, удовлетворенным — в этом секрет женственного существования. Мужчины могут решить, что Лао-цзы не для них, но он подходит и для женщин, и для мужчин. Но помните... женщины — это уже не женщины в чистом виде, они утратили женский мистицизм. Им нужно обрести его снова. Для них это будет проще, чем для мужчин, потому что мужчины зашли слишком далеко. Каждый должен вернуться к своим истокам, в этом и состоит женский мистицизм. Вы родились из лона матери, и вам нужно снова найти это лоно в существовании. Если вы сможете найти лоно в существовании, найти такое же тепло, такую же жизнь, такую же любовь, такую же заботу в существовании — тогда существование станет вашим домом, вашей матерью. Индуисты ближе к истине, называя своего бога «мать» — мать Кали, чем христиане, мусульмане и иудеи, которые называют своего бога «отец».
Эти три религии ориентированы на мужчин, вот почему в них столько жестокости. Мусульмане и христиане очень многих лишили жизни, они стали катастрофой для земли. Они стали убийцами. Во имя религии они только убивали и больше ничего не делали. Эти религии ориентированы на мужчин. Буддисты не убивали, индуисты не убивали, джайны не убивали, потому что они все больше и больше склонялись к женскому мистицизму. И у вас не может быть претензий к Лао-цзы, в связи с ним не возникло никакой организованной религии.
Как только религия становится организованной, в нее проникает жестокость. Организация должна быть жестокой, ей нужно пробивать себе путь, ей приходится становиться мужественной. Организация — мужественна, религия — женственна.
Как только появляется папа, Христос забыт; как только возникает церковь, будда убит, уничтожен. Религия всегда воздвигается на трупе будды. Это аналогии. Женщины легко могут достичь женского мистицизма; по этой причине религия больше привлекает женщин. Они не создают религий — но женщин, интересующихся религией, почти в четыре раза больше, чем мужчин. Среди учеников Махавиры было сорок тысяч женщин и десять тысяч мужчин, и такая же пропорция сохранялась среди учеников Будды. Пойдите в церковь или в храм и посчитайте — вы увидите, что на четырех женщин приходится один мужчина, да и этот один оказался там только потому, что его привела жена. Женщинам легче достичь гармонии; они матери, они блиясе к природе.
Мужчине довольно трудно вернуться назад; он всегда чем-то занят, у него есть обязательства — то, чем питаются его беспокойство и напряжение. Даже если он придет к религии, он привнесет свое беспокойство и в нее. Я вижу это каждый день. Ко мне приходят женщины — если они сдаются, они сдаются полностью. Если они медитируют, они медитируют тотально. И тогда они начинают расти. Ко мне приходят мужчины — они не могут сдаться полностью, они всегда сохраняют какую-то часть себя суверенной. А если вы сдаетесь не полностью, значит, вы вообще не сдаетесь. Они медитируют, но медитация приносит им беспокойство. И они приходят ко мне и говорят: «Медитация создает только беспокойство. Я не могу спать. Я постоянно думаю о том, как это будет происходить, чего я должен достичь». Это не достижение. В медитации нечего достигать. Нужно отпустить, действительно отпустить. Это трудно для мужчины; его приучили постоянно беспокоиться, постоянно находиться в напряжении. С самого детства общество учит мужчину быть мужчиной — агрессивным, жестоким, вечно стремящимся к чему-то, пытающимся достигнуть чего-то, амбициозным.
Он сделает вас тотальными, он наполнит вас покоем, даст вам чувство дома. К вам придет расслабление. Посмотрите на жизнь не как на борьбу, а как на удовольствие. Посмотрите на жизнь не как на войну, на конфликт, а как на праздник. И этот праздник бесконечен. Возможность блаженства бесконечна — блаженство возникает из блаженства.
- Дао — это пустой сосуд, Оно неисчерпаемо и безмерно.
О Духе Долины он говорит:
- Дух Долины вечен.
Его называют Мистической Женщиной.
Врата Мистической Женщины — это начало Неба и Земли.
Он вечен и неизменен. Черпайте из него, и это принесет вам покой.
Лао-цзы не учит чему-то — он является этим «что-то». Он — не проповедник, он — присутствие. У него нет учения для вас — он может предложить вам только самого себя.
Он — загадочен и абсурден. Речь Лао-цзы состоит из афоризмов и коротких изречений, он ничего не конкретизирует, не уточняет. Дао нельзя объяснить, можно только дать аналогию, некоторый намек. О Дао нельзя рассуждать, его можно только пережить. Логика — это проститутка. Она может быть «за», может быть «против».
Лао-цзы просто констатирует. Он покоряет и притягивает. Его слова проникают глубоко в сердце, и вы не можете опровергнуть то, что он говорит. Он просто констатирует факт. Его искушение очень тонкое и неагрессивное. Оно женственно. Женщина не проявляет инициативу, не расставляет ловушек, не бегает за мужчиной, делает вид, что мужчина ее не очень-то и интересует. Она искушает таким образом, что никогда не проигрывает. Женщина преследует вас, не преследуя, охотится за вами в ваших мечтах, не выказывает никакой заинтересованности, но становится вашей самой сокровенной фантазией. Это женская хитрость.
Мир Лао-цзы принадлежит не логике, а аналогии. Логика — это нечто явное - либо вы убеждаете оппонента, либо — он вас; вы должны стать либо его последователем, либо противником. Вам придется сделать выбор.
Для логических построений нужен активный ум. Это просто, в этом нет ничего сложного. Все вокруг что-то доказывают. В большей или меньшей степени все — логики; хорошие или плохие, но все — философы. Если вы хотите понять Лао-цзы, вам придется отбросить логику - он не спорит с вами — если вы начнете спорить с ним, это будет просто смешно. Он просто приводит аналогию.
Книга, построенная на логике, может быть прочитана, и понята, и на этом все кончается — вы можете выбросить ее в мусорное ведро. Но книга, построенная на аналогиях, очень поэтична: она меняется вместе с вашим настроением, она меняется в соответствии с вашими озарениями, она меняется в процессе вашего роста, дает вам разное видение в различных состояниях ума.
Иисус говорит: «Бог есть любовь». Это аналогия. Это не означает, что любовь является Богом, но в вашем опыте нет ничего другого, что можно было бы использовать как аналогию. Любовь — это не действие, это состояние вашего существа — вы можете быть в любви, но вы не можете заниматься любовью. Любовь случается, в ней нет усилия.
Такую книгу аналогий, как книга Лао-цзы, нуясно читать снова и снова — это работа всей жизни. Вы не можете прочесть ее и выбросить. Это сокровище, которое нужно беречь, это предмет, который изучают всю жизнь. Лао-цзы не оставит вас равнодушным, он будет притягивать вас. Постепенно он завладеет вашим существом, вам следует лишь позволить это.
Лао-цзы можно понять только с помощью сочувствия, глубокого доверия. Понять Лао-цзы через ум невозможно. Лао-цзы больше похож на поэта. Вы не спорите с поэтом — вы слушаете стихи, вы впитываете в себя их поэзию, вы размышляете над ними, позволяете им проникнуть в центр вашего существа, стать вашей плотью и кровью, вы усваиваете их.
Вы забываете слова, вы совершенно забываете стихи, но их аромат становится частью вас. Вы стали более наполненными. Позвольте ему войти в вас. Откройте двери. Он не постучит, потому что в нем нет агрессии, он не станет убеждать вас, поскольку не верит в убеждения. Он не человек ума, он полностью человек сердца. Он прост, его аналогии понятны даже крестьянину — они живые, они излучают свет, они наполнены энергией. Если вы откроетесь ему, внезапно вы окажетесь трансформированными.
Лао-цзы не религиозен в обычном смысле этого слова. Он не теолог. Он никогда не бывал в храме и никогда не молился — он пришел к пониманию, что все существование — это храм, и вся жизнь — это молитва. Его существо целостно. Он не делит жизнь на отдельные части, он живет в ней, как в едином потоке.
Вам легко быть нравственным, когда вы не работаете, не ходите по магазинам, отдыхаете на солнышке, слушаете проповедь в церкви. Это не сложно. Сложности возникают в шесть рабочих дней — в эти дни вы не можете быть религиозными. Вы создали в своей жизни два изолированных пространства — для религии отведено время в воскресенье, а потом...
У индусов есть свои способы, у мусульман — свои, у христиан — свои способы, как уклоняться от религии. Они ходят в храм и молятся. Посмотрите на их лица, когда они молятся. Они так прекрасны. По когда эти люди выходят из церкви или храма, они меняются. Они становятся другими. Лао-цзы совсем не религиозен. Он простой человек. Он даже не знает, что он религиозен — как религиозный человек может узнать о своей религиозности? Религия для него как дыхание. Вы обращаете внимание на дыхание только тогда, когда с вами что-то не так, когда вам трудно дышать, когда у вас астма или другие болезни, связанные с нарушением дыхания. А если с вами все в порядке, вы никогда не обращаете внимания на дыхание. Вы просто дышите, это так естественно. Религиозность Лао-цзы так же естественна, он даже не знает о ней.
Он не похож на ваших святых, для которых религия — это занятие. Нет, он ничем не занимается: он позволяет тотальности овладеть собой. Он живет религией, но он не занимается ею. Религия для него — это не дисциплина, это глубокое понимание. Это не что-то, приходящее извне, это то, что возникает внутри него. Между ним и религией нет ни малейшей дистанции. Он не религиозен в том смысле, в каком это понимаете вы. Он не святой, потому что его не интересует святость. Он не стремится быть святым. Истинно религиозный человек не обладает религиозным характером и не может им обладать, потому что характер — это следствие нерелигиозности.
Попробуйте понять это: вы создаете характер, потому что боитесь своего существа; вы создаете мораль, потому что боитесь своей внутренней аморальности; вы принуждаете себя вести определенный образ жизни, поскольку знаете, что если вы будете жить спонтанно и естественно, вы станете грешниками, а не святыми. Вы боитесь своего существа, вы заключаете себя в рамки характера. Характер — это броня, которая защищает вас от других и от самих себя. Это крепость, в которой вы живете. Вы говорите правду не потому, что вы осознаете ее блаженство, просто вам внушили, что за ложь вы будете низвергнуты в ад. Ваши теологи постарались изо всех сил, сделав из Бога величайшего садиста, который бросает людей в ад, в пылающий огонь, в кипящее масло. Этот Бог похож на садиста. Он нуждается в психологической помощи — кажется, ему нравится причинять страдания. Вы боитесь ада и стремитесь на небеса — эта приманка в виде небес постоянно притягивает вас. А ваш
характер — это просто приспособление, позволяющее вам предохранить себя от падения в ад и попытаться достигнуть своей амбициозной цели — небес.
Религиозный человек вообще не амбициозен. Амбициозность — это то, что религиозный человек теряет в первую очередь, поскольку амбициозные желания устремлены в будущее, а религиозный человек всегда пребывает здесь и сейчас. Он живет в настоящем, он не беспокоится о будущем, которого не существует. Ему нечего бояться. Он живет так тотально — как он может чего-то бояться? Страх возникает из-за того, что ваша жизнь состоит из отдельных фрагментов. Вы вообще еще не жили — отсюда и страх. Попробуйте понять главное. Человек боится смерти. Почему? Вы знаете, что смерть — это плохо? Откуда вы можете это знать, если вы еще не умерли? Вы знаете, что смерть будет хуже жизни? Откуда вы это знаете? Возможно, она лучше, чем жизнь. Почему вы боитесь смерти, ничего не зная о ней? Почему человек боится неизвестного? Это кажется невероятным. Вы можете бояться только того, о чем вам известно. Как вы можете бояться неизвестного, чего-то абсолютно незнакомого? Нет, вы боитесь не смерти. Вы ошибаетесь, считая, что ваш страх — это страх смерти.
На самом деле вы боитесь умереть, потому что вы не способны жить - страх связан с непрожитой жизнью. Вы боитесь, поскольку вы так и не научились жить, любить, а смерть приближается и с ней все закончится. Вас больше не будет, и вы уже не сможете полюбить. Вы похожи на дерево, которое еще не расцвело и к которому приближается лесоруб. Дерево испытывает страх, не зная, что должно произойти. Страх возникает не из-за смерти, страх возникает из-за того, что чего-то важного не случилось в жизни. Дерево знает, что оно еще не расцвело, не дало плодов. Оно еще не знало весны, оно не танцевало на ветру, не любило, не жило. Непрожитая жизнь порождает страх... А лесоруб приближается. Он подойдет, и будущего больше не будет. Смерть означает, что будущего не будет. Прошлое ушло, будущего не будет — а настоящее так ограничено. Страх овладевает вами, вы дрожите.
Страх всегда возникает только от непрожитой жизни. Если вы живете тотально, вы ничего не боитесь. Если смерть придет ко мне прямо сейчас, я готов. Я жил. Все завершено, ничто не осталось незавершенным. Смерти нечего разрушать. Если бы что-то осталось незавершенным, я бы хотел, чтобы смерть подождала, но все завершено. Я полностью готов. Если смерть придет, я готов, я даже не оглянусь назад, потому что не на что глядеть, все завершено. Как только что-то завершается, вы свободны от этого.
Жизнь действительно прожита — и человек свободен от нее. Если жизнь не прожита, вы никогда не освободитесь от нее. Вы можете отправиться в пещеры, в Гималаи, в Тибет — вы можете пойти куда угодно, но вы никогда не станете свободными, и страх всегда будет с вами. Страх и свобода не могут существовать вместе. Когда приходит свобода — а свобода приходит, только когда вы жили, цвели, когда все завершено и закончено, — тогда зачем стремиться продлить жизнь? Не нужно ни единого мгновения. И страх исчезает. Ваша религия основана на страхе. На самом деле это псевдорелигия, это просто обман. Религиозность Лао-цзы отличается от вашей и от той, которую вы видите в других людях. Его
религиозность обладает совсем другим качеством. Лао- цзы прост, он живет невинно от момента к моменту. И он не говорит о Боге. Он проживает Бога, а не говорит о нем. Он наслаждается Богом, он празднует его; Бог для него — это не интеллектуальный феномен. Он танцует. Он пьет его. Он проживает его. Люди обычно говорят о том, о чем они не знают.
Лао-цзы не говорит о Боге, он даже ни разу не упоминает о нем. Может быть он забыл о Боге? Или он настроен против Бога? Нет. Он проживает Бога настолько тотально, что даже помнить о нем было бы кощунством.
Говорить о Боге — значит говорить об очень глубоком явлении; это было бы предательством. Повторяю, это было бы предательством — говорить о Боге. Это настолько интимно, это то, что связывает вас с целым. Точно так же влюбленные не говорят о своей любви. А если люди говорят о своей любви, можете быть уверены, что в их жизни любви нет. Любовь — это настолько интимное явление, что никто не говорит о ней. Поэты говорят о ней, потому что они не знают, что такое любовь. Они пишут и пишут стихи, но это их фантазии, они ничего не знают о любви. Любовники хранят молчание. Они вообще не говорят о любви. Не о чем говорить — они познали, что такое любовь. И, познав ее, они также знают, что о ней ничего нельзя сказать. Попытайтесь войти в сутру вместе со мной:
- Дао — это пустой сосуд. Оно неисчерпаемо и безмерно.
Пустота — одно из ключевых слов для Лао-цзы. Пустота означает пространство, необъятность, неисчерпаемость. Ваши представления о доме связаны со стенами. Представления Лао-цзы о доме связаны с пространством в нем, но не со стенами. «Стены — это не дом», — говорит он. Как вы можете жить в стенах? Вы живете в пространстве, а не в стенах. Пустота — вот ваш истинный дом. Но когда вы думаете о доме, вы вспоминаете ту структуру, которая возведена вокруг пустоты. Вот почему дворец и хижина выглядят по-разному для вас, но не для Лао-цзы, потому что пустота везде одинакова.
Если вы смотрите на стены, то хижина — это хижина, а дворец — это дворец. Но если вы смотрите на пустоту, тогда нет разницы между дворцом и хижиной. Нет роскошной пустоты и нет пустоты убогой, но есть роскошные стены и убогие.
Эта аналогия несет в себе бесконечный потенциал и огромный смысл. Когда вы хотите увидеть человека, вы смотрите на его тело? В таком случае вы смотрите на стены. Это не настоящий человек, настоящий человек — это его внутренняя пустота. Тело может быть красивым или уродливым, больным или здоровым, молодым или старым, но внутренняя пустота остается неизменной. Поэтому смотрите на внутреннюю пустоту.
Золотой кувшин отличается от глиняного — у них разные стенки, — но пустота внутри них одинакова. И бедняк и богач несут в этих кувшинах одну и ту же пустоту, и когда они наливают воду в кувшины, они заполняют пустоту.
Лао-цзы говорит: смотри на внутреннее, не обращай внимание на внешнее. И внутренняя пустота — это ваше существо. Внутренняя пустота, внутреннее пространство — это ваше существо. Ваше существо на самом деле не является существом, потому что понятие «существо» предполагает, что внутри вас кто-то есть. Но внутри вас никого нет. Ваше эго только на поверхности, внутри — отсутствие эго. Кто же внутри? Там ничто. Вот почему вы необъятны и нигде не можете найти Бога — Бог является пустотой.
Кто-то ищет Кришну, кто- то ищет Христа, кто-то ищет Махавиру — и все ищут тело. Никто не ищет пустоту, куда бы вы пошли ее искать? Пространство окружает вас со всех сторон. Пространство и есть Бог. Это то пространство, в котором вы родились, в котором вы живете, в котором вы растворитесь. Рыба рождена в море, живет в море, умирает и сливается с морем. Рыба — это не что иное, как морская вода. С вами происходит то же самое. Пустота — это все, что вас окружает, и та же самая пустота внутри вас. Внутри святого и грешника одна и та же пустота. У грешника есть этикетка, сообщающая о том, что он грешник, а у святого — что он святой.
Вы слишком привязаны к стенам; вы не видите, что стены ничего не значат. Почему вы называете кого-то святым? Потому что он делает что-то такое, что вы считаете хорошим. Почему вы называете кого-то грешником? Потому что он делает что-то такое, что вы считаете плохим. Но все действия происходят вовне — это просто рисунки на стенах. Но что касается внутренней пустоты — могут ли ваши действия загрязнить ее? Можете ли вы сделать пустоту нечистой? Можете ли вы сделать пустоту чистой? Пустота — это просто пустота, а я — это внутренняя пустота. Если я делаю что-то, я делаю это с помощью стен, но внутренняя пустота — это «не-делающий».
Если бы Дао или Бог не были пусты, они не могли бы быть неисчерпаемыми, однажды они бы иссякли. В ваших умах живет идея о Боге, который управляет вами. Никто вами не управляет. Бог не представляет собой некую персону. Дао — это бесконечная пустота, беспредельное пространство. Ваш логический ум спросит: «А как же в пустоте существуют объекты?» Физики пришли к тому же пониманию, что и Лао-цзы и утверждают, что когда мы проникаем все глубже в материю, материя исчезает. Вместо нее остается пустота. Ученые стараются узнать, из чего состоит материя; они стараются изо всех сил, но материя полностью исчезает, от нее ничего не остается — и они не знают, куда она пропадает. Сначала они искали ее в молекулах, затем в атомах, потом расщепили атом и проникли в электрон. Итак, материя полностью исчезает — ничего не остается. Материя представляет собой пустоту.
Вот почему индуисты называют материальный мир иллюзией: снаружи | он выглядит очень плотным и вещественным, а внутри он пуст. Когда вы сядете с закрытыми глазами и, пребывая в тишине, посмотрите внутрь себя, вы ощутите эту пустоту. Физики, охотившиеся за материей, наткнулись на пустоту, и духовные искатели пришли к пустоте.
Если материя состоит из пустоты, это не так страшно, но если и вы тоже пусты — если вы становитесь полым бамбуком, если внутри вас нет ничего, кроме пустоты, — вы начинаете бояться. А если вы боитесь, вы цепляетесь за стены, но стены в конечном счете тоже пусты. Существование — это бесконечная пустота, и в этом его красота. Ночью вы спите — и ваши сны возникают из ничего, но они кажутся такими реальными. Но откуда они пришли? Как они возникли? И куда они исчезли? Если они могут быть ночью, почему их не может быть днем?
Сны возникают из ничего, и кажутся реальными. Единственное различие между дневными и ночными снами состоит в том, что ночные сны — личные, а дневные — общие.
Вы не можете пригласить своих друзей в ваш ночной сон: он личный. В ваш дневной сон вы можете пригласить друзей: он общий. Дом, в котором вы живете днем, — общий. Если существуют личные сны, значит, возможны и общие. Вы смотрите на меня, и я говорю с вами. Это общий сон, вы спите все вместе. Можно проснуться и от этого сна. Это и будет просветлением. Тогда внезапно весь мир предстанет перед вами как майя.
- Дао — это пустой сосуд; Оно неисчерпаемо И безмерно.
Дао — это беспредельная пустота, и все возникает из нее и в нее возвращается. И она неисчерпаема, потому что она не имеет границ. Возможно, вы не знаете, что идея ноля родилась в Индии. Именно в Индии люди осознали, что все возникает из ничего, из ноля, и снова превращается в ничто, в ноль. Целое путешествие от ноля к нолю. Так что именно в Индии появилась идея ноля, шукьям. И это стало основой всей математики, ноль — это основа всей математики. Если убрать ноль, вся структура математики развалится. Любое действие начинается с ноля. Без ноля математика исчезнет. Поэтому ноль — это основа всей математики.
Ноль кажется самой важной вещью в мире. А что такое ноль? Ноль — это ничто. И он неисчерпаем, беспределен. У единицы есть предел, только ноль не имеет пределов. Все существование возникло из ноля, из пустоты.
Лао Цзы хочет вам сказать, что пока вы не станете пустыми внутри, вы будете страдать, потому что пустота — это ваша реальность. Если вы не пребываете в реальности, вы будете страдать. Когда не возникает ни единой мысли — когда нет никакого содержимого, есть только пространство. И тогда страдание внезапно исчезает, потому что страдание существует в мыслях; смерть исчезает, потому что смерть существует в мыслях; прошлое исчезает, потому что мы несем груз прошлого в мыслях; амбиции исчезают, потому что как вы можете быть амбициозными, не имея мыслей?
Только пустота может быть единой. Как можно разделить пустоту? Все может быть разделено. Ваша личность может быть разделена, но то, что не является личностью, нельзя разделить. Вот почему Будда, достигнув предельного просветления, создал слово анатта. Этого слова не существовало раньше. Анатта означает «не-личность». Анатта означает анатма. Анатта означает, что вас нет. Анатта означает ничто, пустоту. Дьявол полон мыслей, он не может быть пустым. У дьявола есть ум, у бога ума нет.
Пустой ум — это ум бога, это не-ум. Станьте пустыми, подобными полому бамбуку. Двигайтесь, как пустота, живите, как пустота, делайте все, что вы должны делать, но так, как будто вы пустые внутри. Тогда карма не будет властна над вами; тогда ваши действия перестанут быть тяжелым грузом для вас; тогда вы не сможете запутаться, потому что пустота не может быть запутанной.
- Дух Долины вечен.
Дух Долины — это дух пустоты. Что такое долина? Это нечто пустое. Идите в горы. И вы увидите, что вершины состоят из камней — они наполнены, а долины — пусты. Дух Долины — это дух пустоты. Вершины возникают и исчезают, а долины остаются — вы не можете разрушить «ничто». Если вы «нечто», то вам придется рождаться и умирать снова и снова. Но если вы «ничто», как вы можете исчезнуть? Вы просто переходите из мира форм в мир бесформенного; долина означает мир бесформенного.
- Дух Долины вечен. Его называют Мистической Женщиной.
Это все аналогии. Женщина — это долина, мужчина — это вершина. Муясчина входит в женщину, женщина просто принимает. Мужчина — это агрессия, женщина — это восприимчивость. Муясчина пытается что-то делать, женщина просто ждет, что произойдет.
- Его называют Мистической Женщиной.
Это понятие — «Мистическая Женщина» — нуждается в осмыслении. Лао-цзы чувствует, что существование имеет скорее женскую природу, чем мужскую, потому что мужчину рождает женщина и женщину рождает женщина. Без мужчины можно обойтись, без женщины — нет. Женщина — основной элемент. Мужчина появляется из нее. Женщина более естественна, в мужчине есть что-то неестественное. Если спросить биологов, они скажут, что мужчина биологически не сбалансирован; женщина симметрична, сбалансирована. Вот почему она выглядит более красивой и совершенной. Мужчина угловат, женщина — нет. Женщина — более сбалансированное существо, поэтому она не пытается изобретать, создавать, делать что-то, постоянно находиться в движении — она никогда не суетится! Мужчина всегда суетится, всегда в движении. Ему нужно что-то делать, чтобы доказать, что он есть; он не может просто принять себя. Он не может просто жить и наслаждаться. Ему нужно лететь на Луну, покорять Эверест, что- то делать. В нем отсутствует равновесие, он не может просто сидеть, просто быть. Он становится искателем приключений или ученым. Женщина наслаждается жизнью, она получает радость от маленьких вещей, ей не нужна Луна. И любая женщина считает, что это глупость — лететь на Луну. Спросите ясен космонавтов, они даже не хотят слышать об этом. Зачем? Зачем без необходимости подвергать себя смертельной опасности? Почему нельзя просто быть здесь? Мужчины — бродяги, цыгане. Если бы в мире существовали только мужчины, в нем не было бы домов, в лучшем случае — палатки. Мужчины переезжали бы с места на место. Они не могут оставаться на одном месте, что-то глубоко внутри заставляет их двигаться. В мужчине отсутствует равновесие, в этом его безумие.
Посмотрите на женщину. Она сбалансирована. Ей немного надо: любить кого-то, быть любимой, чтобы были еда, жилье, тепло, дом — вот и все. И больше ее ничего не волнует. Женщины не создавали научных теорий, женщины не основывали религий. Меня спрашивают, почему все религии были основаны мужчинами. Потому что мужчина живет в напряжении, он обязательно должен что-то делать. Если он разочаровывается в этом мире, он начинает что-то делать в другом мире, но ему нужно что-то делать. Его никогда нет здесь и сейчас, он просто не может быть здесь и сейчас.
Аналогия Лао-цзы такова, что природа существования женственна, сбалансирована. Посмотрите на деревья, на поющих птиц, на то, как течет река, на все вокруг, понаблюдайте — и вы найдете женственность во всем. Все выглядит совершенным - деревья, птицы не беспокоятся о будущем, реки текут так лениво, так беззвучно — как будто они не движутся вовсе. Ничто не торопится. У женщин нет чувства времени, потому что они не спешат.
Мир движется без всякого чувства времени. Деревья, реки и горы не живут по часам — это мир без времени. Мужчина живет во времени, в беспокойстве.
Женщина не старается ничего доказывать, она принимает свое совершенство как нечто само собой разумеющееся. Она живет очень расслабленно. Они не ленивы, они просто живут с удовольствием. Что бы ни происходило вокруг, они не торопятся. Но по сравнению с мужчинами они выглядят ленивыми.
Лао-цзы говорит, что в существовании преобладает женское начало, оно больше похоже на женщину. Он не говорит, что существование — это женщина. Мужчина тоже может быть женственным. И такой мужчина живет в моменте, не торопясь, он наслаждается этим моментом без спешки. Иисус говорит своим ученикам: «Посмотрите на лилии в полях. Как они прекрасны! Даже Соломон в расцвете своего величия и славы был не настолько прекрасен». Но в чем секрет лилий? В том, что они цветут здесь и сейчас. Их не беспокоит следующее мгновение; следующего мгновения нет в их сознании.
Мужчина может жить женственной жизнью — тогда он становится мистиком. Это единственный способ стать мистиком. Поэтому все мистики в определенном смысле женственны. И только их, а не основателей религий, можно назвать истинно религиозными людьми.
Будда не основывал буддизм. Его ученики являются основателями. Иисус не основывал христианство. Его апостолы являются основателями. Все они мужчины. Иисус женственен. Мистики живут без спешки, не как напряженные мужчины, а как расслабленные женщины.
- Дух Долины вечен. Его называют Мистической Женщиной.
- Врата Мистической Женщины — Это начало Неба и Земли.
Если вы сможете найти ключ к двери Мистической Женщины, вы откроете дверь существования. В эту дверь нужно входить ненапряженным, уравновешенным, удовлетворенным — в этом секрет женственного существования. Мужчины могут решить, что Лао-цзы не для них, но он подходит и для женщин, и для мужчин. Но помните... женщины — это уже не женщины в чистом виде, они утратили женский мистицизм. Им нужно обрести его снова. Для них это будет проще, чем для мужчин, потому что мужчины зашли слишком далеко. Каждый должен вернуться к своим истокам, в этом и состоит женский мистицизм. Вы родились из лона матери, и вам нужно снова найти это лоно в существовании. Если вы сможете найти лоно в существовании, найти такое же тепло, такую же жизнь, такую же любовь, такую же заботу в существовании — тогда существование станет вашим домом, вашей матерью. Индуисты ближе к истине, называя своего бога «мать» — мать Кали, чем христиане, мусульмане и иудеи, которые называют своего бога «отец».
Эти три религии ориентированы на мужчин, вот почему в них столько жестокости. Мусульмане и христиане очень многих лишили жизни, они стали катастрофой для земли. Они стали убийцами. Во имя религии они только убивали и больше ничего не делали. Эти религии ориентированы на мужчин. Буддисты не убивали, индуисты не убивали, джайны не убивали, потому что они все больше и больше склонялись к женскому мистицизму. И у вас не может быть претензий к Лао-цзы, в связи с ним не возникло никакой организованной религии.
Как только религия становится организованной, в нее проникает жестокость. Организация должна быть жестокой, ей нужно пробивать себе путь, ей приходится становиться мужественной. Организация — мужественна, религия — женственна.
Как только появляется папа, Христос забыт; как только возникает церковь, будда убит, уничтожен. Религия всегда воздвигается на трупе будды. Это аналогии. Женщины легко могут достичь женского мистицизма; по этой причине религия больше привлекает женщин. Они не создают религий — но женщин, интересующихся религией, почти в четыре раза больше, чем мужчин. Среди учеников Махавиры было сорок тысяч женщин и десять тысяч мужчин, и такая же пропорция сохранялась среди учеников Будды. Пойдите в церковь или в храм и посчитайте — вы увидите, что на четырех женщин приходится один мужчина, да и этот один оказался там только потому, что его привела жена. Женщинам легче достичь гармонии; они матери, они блиясе к природе.
Мужчине довольно трудно вернуться назад; он всегда чем-то занят, у него есть обязательства — то, чем питаются его беспокойство и напряжение. Даже если он придет к религии, он привнесет свое беспокойство и в нее. Я вижу это каждый день. Ко мне приходят женщины — если они сдаются, они сдаются полностью. Если они медитируют, они медитируют тотально. И тогда они начинают расти. Ко мне приходят мужчины — они не могут сдаться полностью, они всегда сохраняют какую-то часть себя суверенной. А если вы сдаетесь не полностью, значит, вы вообще не сдаетесь. Они медитируют, но медитация приносит им беспокойство. И они приходят ко мне и говорят: «Медитация создает только беспокойство. Я не могу спать. Я постоянно думаю о том, как это будет происходить, чего я должен достичь». Это не достижение. В медитации нечего достигать. Нужно отпустить, действительно отпустить. Это трудно для мужчины; его приучили постоянно беспокоиться, постоянно находиться в напряжении. С самого детства общество учит мужчину быть мужчиной — агрессивным, жестоким, вечно стремящимся к чему-то, пытающимся достигнуть чего-то, амбициозным.
- Он вечен И неизменен. Черпайте из него, И это принесет вам покой.
- Он вечен И неизменен. Он всегда здесь. Черпайте из него, И это принесет вам покой.
Он сделает вас тотальными, он наполнит вас покоем, даст вам чувство дома. К вам придет расслабление. Посмотрите на жизнь не как на борьбу, а как на удовольствие. Посмотрите на жизнь не как на войну, на конфликт, а как на праздник. И этот праздник бесконечен. Возможность блаженства бесконечна — блаженство возникает из блаженства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий