воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Илья Чусов О главной функции еврейского народа

С точки зрения иудейских представлений я есть гой. Нас, гоев, на Земле - миллиарды, вас, иудеев, - миллионы. О разнице в три порядка надо обязательно помнить. Не забывать и того, что особая миссия евреев, если она действительно существует, состоит в том, чтобы быть народом-катализатором, который действует не числом, а умением. Иначе могут затоптать.
Вы постоянно говорите об избранности Богом вашего народа, ссылаясь на Библию. При таком взгляде неизбежно вырастут вполне определённые плоды. Средний человек-гой рассудит просто: вы претендуете на превосходство по происхождению? Отлично! Получайте в ответ ксенофобию, а дальше "несите бремя белых", как говорил Киплинг, или "свой крест", как говорят христиане… Есть ли в такой ситуации хорошее решение? Не думаю. А как быть? Надо ли так активно пропагандировать свою избранность? Не знаю - вам виднее.

Мой соавтор, человек, которого я уважаю, и к мнению которого я прислушиваюсь, подобрал очень удачные цитаты. Если основываться на них, то диалог между иудеями и гоями вполне возможен и целесообразен. Более того, получается, что без гоев и иудеям нечего делать - миссия исчезнет. Но есть и другие авторы и другие цитаты. В книге "Роза о тринадцати лепестках", которая предназначена для возвращающихся к Торе и еврейскому образу жизни, для баалей тшува, Адин Штайнзальц (весьма известный в еврейском мире человек, редактор и переводчик Вавилонского Талмуда) пишет: "При этом Тора - более ясное и совершенное проявление Всевышнего, чем мир. Как говорили наши мудрецы, во время творения Б-г смотрел в Тору и в соответствии с ней создавал мироздание". В другом месте той же книги читаем: "Поэтому говорится, что каждой букве в свитке Торы соответствует одна еврейская душа, и без этой единственной буквы Тора не будет полной". Получается, что в мире В. М. Вайсберга мне, гою, есть место, а в мире Штайнзальца, где Тора "главнее" мира, и каждая буква Торы - еврейская душа, места у меня нет вообще. И после таких цитат из Штайнзальца мы будем с лупой в руках искать источник антисемитизма?!

В эпоху римлян, которым единобожие казалось глупостью, можно было обоснованно полагать, что миссия еврейского народа состоит в поддержании факела единобожия. А сейчас есть, по крайней мере, ещё две несравнимо более крупные религии, в основании которых положено единобожие. В то же время иудаизм делает вид, что ничего нового не произошло, что есть единственное "непогрешимое" религиозное учение - собственное, - а всё, происходящее в религиозном мире гоев, не заслуживает внимания. "Большие братья" отвечают тем же, если соизволяют отвечать. Можно сказать и более жёстко: иудаизм стал религией "районного масштаба", и его достижения или промахи в "большом мире гоев" мало кого интересуют.

Система верований-убеждений похожа на компьютерную программу: она служит средством обработки и интерпретации экспериментального материала. Таких систем может быть много. Например, гелиоцентрическая (солнечная) система Коперника и предыдущая, геоцентрическая (земная) система позволяют одинаково точно предсказывать смену времён года, солнечные и лунные затмения и прочие знаменательные астрономические события. Оба взгляда допустимы и описывают правильно одни и те же наблюдаемые факты. Тот же релятивистский подход следует применить и при анализе различных религий. Нет одной, единственно правильной. Все религии - это рисунки одного и того же здания, но с разных сторон. И иудаизм в этом списке альтернативных описаний Бога и правил поведения человека ничем особо не выделяется. И если в Торе утверждается, что евреи - народ избранный, то это в любом случае не означает вседозволенности, которая автоматически рождает антисемитизм. Но здесь я, пожалуй, остановлюсь. Примеры подберите сами. Их много.

В связи со сказанным я хочу напомнить, что "лицом к лицу лица не увидать", как сказал замечательный поэт-гой. Не поймёте вы природы антисемитизма, обсуждая эту болезненную тему на междусобойчиках! Вы просто не можете знать, как выглядите в глазах гоя. Поэтому я и построил так свой разговор, чтобы организовать вам внешнее зеркало.
Можно не соглашаться из религиозных или других каких-то соображений, но объективно европейская культура имеет христианский, а не иудаистский фундамент. Плохо это или хорошо, но это факт. Поэтому появление Христа было поворотным пунктом исторического процесса. Не потому, что правоверные христиане считают Христа ипостасью Бога (что далеко не все разделяют), а по совершенно другой причине.

Я приведу простой и поучительный пример из истории науки. Как известно, у каждого поколения студентов - свои учебники. Никого уже не волнует, на основе каких наводящих соображений (яблоко?!) Ньютон создал основы современной математики, механики и теории тяготения, а Максвелл, используя забавную механическую модель эфира (которого нет!), вывел уравнения электродинамики. Однако электродинамика Максвелла позволила создать новый, электронный мир! Поэтому в современных учебниках не пересказывают Ньютона или Максвелла, а начинают изложение с того, что получилось в итоге, используя компактный, соответствующий нашему времени язык. Произошло расщепление профессий. Необыкновенно поучительная многотомная история поисков истины Ньютоном или Максвеллом интересует ныне малочисленную категорию историков науки. А неувядающие достижения Ньютона или Максвелла, новое содержание, связанное с их именами, можно без особого труда затолкать в лекционный курс на один семестр. Именно непрерывная работа над усовершенствованием формы изложения позволила в короткие сроки сделать профессию инженера-учёного массовой. Это была революция в педагогике. Оказалось необязательным изучение первоисточников.

Ещё раньше подобную реформу великий человек по имени Иисус Христос произвёл в фундаменте культуры - в религии. Я являюсь сторонником этого учения, хотя и не оголтелым. Я стремлюсь следовать духу этого учения, а не его букве. Делаю это хотя бы потому, что мир развивается. Меняются, в частности, представления о том, "что такое хорошо, и что такое плохо". Нашему современнику библейский человек представляется варваром, который неописуемую жестокость к врагам считал доблестью. Более того, эту жестокость, если верить Библии, демонстрирует и поощряет в людях сам Бог. Я не верю таким утверждениям, даже если они записаны в Священном Писании. Мне думается, что в библейские времена человек действительно был безмерно жесток (и иудей не был исключением из общего правила), и собственное несовершенство он переносил на Бога. Поэтому рекомендовать Библию учебником этики для современного читателя я бы воздержался. Религия христианства в своей идеологической основе, безусловно, гуманнее, не потому, что лучше, а потому что современнее. Хотя и она уже устарела во многом.

Но вернёмся к вашим проблемам. Насколько мне известно, практическая основа иудаизма есть Талмуд. Опять-таки, насколько мне известно, существуют две версии Талмуда: Иерусалимская и Вавилонская. Их писали разные люди. Вавилонская версия, насколько мне известно, покороче. Но когда её перевели на английский язык, оказалось, что в ней 15000 страниц! Вам, регулярно читающим Талмуд, виднее, доступен ли он вообще для усвоения среднему человеку, который ходит на работу, а после работы любит посмотреть футбол или хоккей по телевизору.
Религия иудаизма является гениальной и единственной в своём роде попыткой создать справочник ответов на все жизненно важные вопросы, стоящие перед человеком. Процитируем опять Адина Штайнзальца: "В Торе можно найти указания, касающиеся общественной жизни, торговли, сельского хозяйства, промышленности, отношений между мужчиной и женщиной, любых подробностей быта - вплоть до самых мелких, таких, как завязывание шнурков на ботинках или отход ко сну". Это хорошо или плохо? Казалось бы, - прекрасно, создана огромная библиотека, и умудрённые библиотекари помогут каждому жаждущему по любому конкретному поводу. Но есть и очевидный минус. Простой человек попадает в зависимость от библиотекарей, поскольку сам библиотекой пользоваться не умеет ввиду профессиональной неподготовленности.

Можно сравнить две религии: иудаизм и христианство по методической стороне взаимодействия со своими адептами.
Религия иудаизма призывает своих последователей доверять её создателям в том, что отцы-основатели действительно уже получили Откровения от Бога по всем вопросам, записали их, и надо только отыскать эти записи и правильно их истолковать. Отсюда - побуквенное изучение Торы.
Напротив, христианство предполагает наличие всего лишь "рамочных" указаний Бога: "десять заповедей + Нагорная проповедь Христа". А как же конкретные указания? А их нет, вместо них - интуитивное мышление, каждый получает индивидуальное указание от Бога, если способен его услышать. Каждый - сам себе пророк.
Христианская система прямого взаимодействия с Богом имеет преимущество общности, поскольку описывает, например, творчество как процесс получения нового знания от Бога по узким частным вопросам. Требуется не еврейский мудрец-универсал, а специалист, иногда даже безбожник. Возможно, что именно благодаря данному способу взаимодействия с Богом европейская культура и наука имеют такие впечатляющие достижения.

И здесь можно плавно перейти к вопросу о допустимости или недопустимости ассимиляции, поставленному В. М. Вайсбергом в первой части статьи. Поскольку я - гой, то мне не стоит критически рассуждать о внутреннем укладе жизни евреев, хотя во времена моей молодости (дело происходило в Москве) у меня было много друзей-евреев, которые, подобно Троцкому, могли бы сказать, что для них "еврейство" в списке жизненных ценностей находится на 49 (если я не ошибаюсь) месте. В Москве мои русские друзья, не задумываясь особо, женились на еврейках, а сестра моей русской жены вышла замуж за еврея. У них двое детей и одна внучка. Бывает, что мы сидим за общим столом, и никто не интересуется, кошерна ли пища, которую мы сейчас съедим или нет.

С другой стороны, насколько мне известно, писанные и неписанные требования вашей религии настолько непримиримы, что удовлетворить им в полном объёме и не поссориться со страной пребывания просто невозможно. Не может еврей не только в России, но и на Западе жить по Торе не оскверняясь, соблюдать кошерность во всём и каждую субботу отдавать Богу. Фактически, чтобы соблюдать в полном объёме "еврейский образ жизни", требуется жить или в еврейском мононациональном государстве (Израиль? Но и в нём "скорая помощь" по субботам работает!) или в любой другой стране, но в замкнутой "резервации". Как называется такая резервация? Слово очень плохое, и произносить его не хочется. И его не фашисты придумали.

У меня была знакомая - старая женщина-еврейка, - которая выросла в такой "резервации". В этом "местечке" использовались два языка общения: идиш и латышский. Её родители не сочли нужным дать девочке образование в русской школе. Произошла революция, Латвия отгородилась границей, и моя знакомая внезапно оказалась в огромной стране - СССР - без знания русского языка. Её проблемам в этой связи не позавидуешь. До конца жизни она, живя в Москве, говорила по-русски с прибалтийским акцентом.
Подведём некоторые промежуточные итоги. У евреев есть два пути: сосредоточиться на внутренних задачах или внешних. Сначала о первом пути. Есть государство Израиль, существующее полвека. Какого-то особого прорыва там не заметно - нормальное европейское государство в арабской среде, с которой оно полвека не может установить мир. Там всё время кто-то с кем-то воюет. По этой ли причине, или по другой, но существует большое количество евреев во всём мире, которые ехать "на родину" не собираются. Такое поведение соответствует ориентации на внешнюю задачу.

Сконструируем возможный "внешней" сценарий миссии евреев. Может, есть и другие, но этот лежит на поверхности. Сценарий приливов и отливов. Где-то у гоев собирается произойти важное событие. Евреи это пассионарии-десантники. Они - доноры, катализаторы. Они сливаются с народом-акцептором на время совершения событий. Это прилив. Потом какое-то время пожинаются плоды. Событие закончилось. Интерес потерян. Это отлив. Надо уходить к источнику или терять национальность, растворяясь в народе-акцепторе. И так всегда. Вечные странники. Народ-катализатор.

Может быть, я это всё придумал? Но, по крайней мере, есть два хороших примера. Еврей Иисус Христос во главе двенадцати апостолов-евреев основывает новую религию фактически для "гоев", которую именно их соплеменники отвергли. Так было.
Второй не менее поучительный пример - активное участие евреев в событиях русской революции. Антисемиты вылили очень много грязи на евреев в связи с победой большевиков в 1917 году. Но они лишь неверно трактовали факты, рассматривая события как жидо-массонский заговор. Тем не менее, удивительная правда состоит в том, что процент евреев в составе руководящих органов всех "левых" партий после падения монархии колебался от 50 до 100%. Именно эти партии, желая того или не желая, привели большевиков к власти. Да и процент евреев среди победивших большевиков-руководителей всех уровней был огромный.

В чём причины такой небывалой "еврейской социалистической революции"? Всё очень просто. К началу первой мировой войны жизнь в "резервациях", которая не давала евреям возможности творческого роста, зашла в тупик. Образовался большой контингент хорошо образованных (иногда европейски!) людей - пассионариев, - которых тогдашнее русское общество в силу сословных предрассудков не желало использовать. Внутренний перегрев в русском обществе (а вовсе не заговор евреев или немцев!) привёл к взрыву. Взрыв потребовал смены кадров руководства обществом. Новые кадры фактически подготовило и сохранило само это больное общество. "Безработные" евреи оказались в нужное время в нужном месте. Они заполнили освободившиеся вакансии. Однако плата за участие была не малой.

Л. Д. Троцкий - выдающийся военный деятель СССР, создатель непобедимой Красной Армии. Мы не будем говорить о направленности его действий, но масштаб военно-организационного таланта поражает. Наверное, за всю историю еврейского народа это был самый крупный еврей-полководец. Разве мог этот талант раскрыться в пределах крохотной Палестины? Это всё равно, что предложить молодому Бонапарту титул императора Корсики. Может оказаться так, что истинная миссия евреев - временная работа на чужом огромном поле… И если это так, разве мог журналист Лейба Бронштейн реализовать дарованный ему Богом военный талант, подчиняя свою жизнь требованиям Торы? Напротив! Ему надо было доказать русским людям, среди которых он жил и работал, что он понимает их проблемы, что ему можно доверять, что он - свой. Не мог он носить кипу, даже если бы очень хотел, поскольку он и его соратники исповедовали другую религию - пролетарский интернационализм! Он доказал, превратился в Льва Троцкого и стал победителем в гражданской войне, используя в основном русские винтовки, но потеряв в значительной мере своё еврейство… Непростое это дело -работать катализатором… Сливаться приходится со средой пребывания.

А что дальше? А дальше случился 37 год - год чистки. Даже не разбираясь в том, на что была нацелена чистка, можно предугадать, что в составе нового руководства процент евреев будет значительно меньше, поскольку теперь невостребованный еврейский резерв отсутствовал. Вот это уже отлив. Пассионарии больше не нужны. Задача решена. Можно возвращаться.
В чём-то можно и согласиться со Штайнзальцем, когда он пишет: "Это - возвращение к собственному изначальному архетипу, память о котором живёт в душе каждого еврея. Несмотря на то, что еврей может быть оторван от своего прошлого, несмотря на то, что он может быть полностью погружён в нееврейскую культуру, душа его навсегда отмечена печатью еврейства". Однако по всякому случалось в истории: два еврейских колена вернулись на родину, а десять - растворились среди других народов.

Интересно и то, что детям и внукам еврейских революционеров-пассионариев пришлось исправлять ошибки своих предков с не меньшей долей самоотверженности и страсти. Попытки русских евреев-"отказников" выехать в Израиль были частью "борьбы с удушьем" (выражение И. Бродского), которую в "застойные годы" вела интеллектуальная Россия. Может, сам выезд в Израиль был лишь поводом для самоотверженной борьбы детей и внуков бывших "пассионариев" теперь уже за либерализацию России. Подчёркиваю слово поводом, потому что далеко не все они стремились "на землю обетованную". Многие с удовольствием застряли по дороге.
Мне пришлось однажды присутствовать на проводах русского еврея, которому наконец-то разрешили выехать. У него билет в кармане, он потерял гражданство СССР, но о чём он говорит за прощальным столом без стульев (стулья разобрали родственники!) этот бедолага? О "земле обетованной"? Как бы не так! О том, что он продолжает бороться за некую частную справедливость (я забыл за какую именно) и доведёт дело до победного конца. Через полгода съезд КПСС, он на съезд напишет, справедливость восторжествует!!! Остававшиеся и я в их числе глядели на него с изумлением - вроде, ещё трезвый человек…

Ну а Израиль, а неустанное изучение Торы? Какой в них смысл? Израиль - материальная база. Иудаизм с нескончаемыми правилами ограничения - идеологическая база, дисциплинирующая ум. В Израиле должно быть скучно для настоящего пассионария. Он туда должен возвращаться зализывать раны, полученные в чужих краях. Космонавты тоже мечтают о космосе, но отдыхают на родной земле. Что-то в таком духе.
Выводы кратко:

1. Требования любой религиозной конфессии выполнить в полном объёме невозможно. Это касается и христианства, и иудаизма в особенности, с его тотальной регламентацией. Неустанное изучение Торы не есть миссия народа, она может быть миссией отдельных лиц из народа.
2. История мира в конечном счёте есть история большинства - гоев. Работать евреям надо с гоями и для гоев. Миссия евреев - внешняя. Внутринациональное замыкание ведёт к потере чувства миссии и местечковой деградации.
3. Миссия работы в чужой стране невыполнима, если не сопровождается принятием образа жизни коренного населения. Частично или полностью, на время или навсегда - вопрос конкретный, общего решения не существует. Народ-катализатор. Пришёл, выполнил задачу, ушёл (или выперли!). Потом новая задача. Приливы и отливы. Таково ваше служение, такова ваша избранность.
Желаю удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий