В предлагаемой книге современного философа и физика теоретика описаны важнейшие физические открытия XX века в области ядерной физики и квантовой механики, причем автор указывает на неразрешимую пока парадоксальную природу открытых явлений. Для
преодоления возникающих при этом теоретических проблем он старается применить к ним интуитивно-созерцательный подход, характерный для духовных и философских учений Востока (религиозные философии индуизма, буддизма и даосизма).
относительности--лежат в основании мировоззрения, очень похожего на мировоззрение индуиста, буддиста или даоса, и это сходство усиливается, если мы обращаемся к попыткам объединить две эти теории в целях описания явлений микроскопического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из которых состоит вся материя. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом наиболее заметны.
Мы видим сходство с положениями современной физики не только в индуистских Ведах, в "И Цзин" или в буддийских сутрах, но и во фрагментах Гераклита, в суфизме ибн-Араби или в учении дона Хуана.
В отличие от западных механических воззрений, восточные мистики смотрят на все чувственно воспринимаемые предметы и явления как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности.
Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего "эго" буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порожденную нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина "АВИДЬЯ" (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть: "Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает".
Школы восточного мистицизма подчеркивают принципиальную целостность Вселенной. Высочайшая цель их (индуистов, буддистов, даосов)--осознание единства и взаимосвязи всех вещей, преодоления ощущения своей изолированной индивидуальности и слияние с высшей реальностью.
Достижение этой цели -- "Пробуждение" -- заслуга не одного только рассудка, это переживание, религиозное по своей сущности, вовлекает всего человека. Поэтому большинство восточных философских систем религиозны.
Таким образом, согласно восточным представлениям, разделение природы на отдельные предметы не является изначальным, и все предметы обладают текучим и изменчивым
характером. Поэтому восточному мировоззрению, включающему в качестве основных категорий понятия времени и перемены, внутренне присущ динамизм. При таком подходе космос--это единая нерасчлененная, вовлеченная в бесконечное движение реальность,
живая и органическая, идеальная и материальная одновременно.
Поскольку основными свойствами вещей являются подвижность и изменчивость, то обуславливающие движение силы берут начало не вне предметов, как полагали представители
классической греческой философии а внутри самой материи. Соответственно, Божественное, для восточного мистика, воплощается не в образе владыки, управляющего миром из
заоблачной выси а в некоем принципе, управляющем изнутри:
"Тот, кто, присутствуя во всех вещах, Тем не менее, отличен от этих вещей; Тот, кого не знает ни одна вещь; Тот, кто телом своим все вещи объемлет; Кто управляет всеми вещами изнутри--
Он -- твоя Душа, Внутренний Господин, Бессмертный".
"Брихадараньяка-упанишада", 3,7,15.
Мировоззрение восточных мистиков в основных и принципиальных своих чертах совпадает с
мировоззрением современной физики. Две основные части
этой концепции--единство и взаимосвязь всех явлений и,
изначально, динамическая природа Вселенной. Чем глубже мы
проникаем в субмикромир, тем больше мы убеждаемся в том, что
современный физик, как и восточный мистик, должен рассматривать
мир как систему, состоящую из неделимых, взаимодействующих и
пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем
неотъемлемой частью этой системы является и сам наблюдатель.
Нет никакого сомнения в том, что именно это
органическое, "экологическое" мировоззрение восточных философий
обеспечило им невероятную популярность на Западе, особенно в
сердцах молодежи. Интересно, и, возможно, не очень удивительно, что те, кого привлекает восточный мистицизм, кто заглядывает в "И цзин" и занимается йогой или другой формой
медитации, как правило, испытывают заметное недоверие к научному знанию. Они склонны видеть в науке, и, в особенности, в физике, ущербную и скучную дисциплину, ответственную за все грехи современной технологии.
Цель этой книги -- облагородить облик науки, показав, что между духом восточной философии и духом западной науки существует глубокая гармония. Я стремился показать читателю, что значимость современной физики простирается далеко за пределы технологии, и что Путь -- или Дао -- физики может быть "путем с сердцем" и вести к духовности и самореализации.
преодоления возникающих при этом теоретических проблем он старается применить к ним интуитивно-созерцательный подход, характерный для духовных и философских учений Востока (религиозные философии индуизма, буддизма и даосизма).
Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА--"ПУТЬ С СЕРДЦЕМ"?
Влияние современной физики затрагивает всю культуру в целом и образ мышления--в частности, и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней.
Изучение мира атома и субатомного мира обусловило необходимость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи в субатомной физике, абсолютно не похоже на традиционные представления о материальной субстанции в классической физике. То же можно сказать о понятиях пространства, времени, причины и следствия.
Эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения, и в случае их радикального пересмотра начинает изменяться вся наша картина мира, которая приближает нас к восприятию мира, сходному с картиной мира мистиков Востока.
Влияние современной физики затрагивает всю культуру в целом и образ мышления--в частности, и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней.
Изучение мира атома и субатомного мира обусловило необходимость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи в субатомной физике, абсолютно не похоже на традиционные представления о материальной субстанции в классической физике. То же можно сказать о понятиях пространства, времени, причины и следствия.
Эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения, и в случае их радикального пересмотра начинает изменяться вся наша картина мира, которая приближает нас к восприятию мира, сходному с картиной мира мистиков Востока.
- "Общие законы человеческого познания, проявившиеся и в открытиях атомной физики, не являются чем-то абсолютно новым. Они занимали значительное и важное место в буддийской и индуистской философиях. То, что происходит сейчас, -- подтверждение, продолжение и обновление древней мудрости. * Роберт ОППЕНГЕЙМЕР
- "Мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу роль в грандиозном спектакле бытия -- роль зрителей и участниководновременно" [6, 20]. Нильс БОР
- "Значительный вклад японских ученых в теоретическую физику, сделанный или после Второй мировой войны, может свидетельствовать о некоем сходстве между философией Дальнего Востока и философским содержанием квантовой теории". Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ
относительности--лежат в основании мировоззрения, очень похожего на мировоззрение индуиста, буддиста или даоса, и это сходство усиливается, если мы обращаемся к попыткам объединить две эти теории в целях описания явлений микроскопического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из которых состоит вся материя. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом наиболее заметны.
Мы видим сходство с положениями современной физики не только в индуистских Ведах, в "И Цзин" или в буддийских сутрах, но и во фрагментах Гераклита, в суфизме ибн-Араби или в учении дона Хуана.
В отличие от западных механических воззрений, восточные мистики смотрят на все чувственно воспринимаемые предметы и явления как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности.
Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего "эго" буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порожденную нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина "АВИДЬЯ" (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть: "Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает".
Школы восточного мистицизма подчеркивают принципиальную целостность Вселенной. Высочайшая цель их (индуистов, буддистов, даосов)--осознание единства и взаимосвязи всех вещей, преодоления ощущения своей изолированной индивидуальности и слияние с высшей реальностью.
Достижение этой цели -- "Пробуждение" -- заслуга не одного только рассудка, это переживание, религиозное по своей сущности, вовлекает всего человека. Поэтому большинство восточных философских систем религиозны.
Таким образом, согласно восточным представлениям, разделение природы на отдельные предметы не является изначальным, и все предметы обладают текучим и изменчивым
характером. Поэтому восточному мировоззрению, включающему в качестве основных категорий понятия времени и перемены, внутренне присущ динамизм. При таком подходе космос--это единая нерасчлененная, вовлеченная в бесконечное движение реальность,
живая и органическая, идеальная и материальная одновременно.
Поскольку основными свойствами вещей являются подвижность и изменчивость, то обуславливающие движение силы берут начало не вне предметов, как полагали представители
классической греческой философии а внутри самой материи. Соответственно, Божественное, для восточного мистика, воплощается не в образе владыки, управляющего миром из
заоблачной выси а в некоем принципе, управляющем изнутри:
"Тот, кто, присутствуя во всех вещах, Тем не менее, отличен от этих вещей; Тот, кого не знает ни одна вещь; Тот, кто телом своим все вещи объемлет; Кто управляет всеми вещами изнутри--
Он -- твоя Душа, Внутренний Господин, Бессмертный".
"Брихадараньяка-упанишада", 3,7,15.
Мировоззрение восточных мистиков в основных и принципиальных своих чертах совпадает с
мировоззрением современной физики. Две основные части
этой концепции--единство и взаимосвязь всех явлений и,
изначально, динамическая природа Вселенной. Чем глубже мы
проникаем в субмикромир, тем больше мы убеждаемся в том, что
современный физик, как и восточный мистик, должен рассматривать
мир как систему, состоящую из неделимых, взаимодействующих и
пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем
неотъемлемой частью этой системы является и сам наблюдатель.
Нет никакого сомнения в том, что именно это
органическое, "экологическое" мировоззрение восточных философий
обеспечило им невероятную популярность на Западе, особенно в
сердцах молодежи. Интересно, и, возможно, не очень удивительно, что те, кого привлекает восточный мистицизм, кто заглядывает в "И цзин" и занимается йогой или другой формой
медитации, как правило, испытывают заметное недоверие к научному знанию. Они склонны видеть в науке, и, в особенности, в физике, ущербную и скучную дисциплину, ответственную за все грехи современной технологии.
Цель этой книги -- облагородить облик науки, показав, что между духом восточной философии и духом западной науки существует глубокая гармония. Я стремился показать читателю, что значимость современной физики простирается далеко за пределы технологии, и что Путь -- или Дао -- физики может быть "путем с сердцем" и вести к духовности и самореализации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий