Поскольку степень соответствия воды гигиеническим нормам определяется в точке, где она покидает водоочистные сооружения, попадает в водопроводную сеть. А в реальном водопроводе трубы ржавые, течи имеются, давление может снижаться, и даже падать ниже внешнего уровня, например, в часы пикового потребления воды в многоэтажных жилых домах: насосы подкачки, обеспечивая необходимый напор в доме, могут создавать разрежение в водоподводящей магистрали – там-то и подсасывается грязь.
Последствия падения давления нетрудно представить, если вспомнить, что канализационные коммуникации обычно проходят неподалеку и тоже не блистают стопроцентной изолированностью.
В Москве, по разным данным, от 50 до 80 процентов коммуникаций требуют ремонта и замены. Многие из них проложены более 50 лет назад, некоторые ещё до революции.
Ситуация в других городах, как правило, не лучше.
Качество воды для водопровода оценивается по критериям: цвет, запах, привкус, "жесткость", наличие нерастворенных механических примесей и растворенных в воде железа и марганца, бактериологическая загрязненность и пр. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует проверять питьевую воду по 24 параметрам. По одному пункту ответ вообще однозначен: с помощью хлорирования воду сделали биологически чистой – никаких микроорганизмов в ней нет.
Центральный водопровод, наряду с канализацией, вообще можно считать серьезным достижением человечества в борьбе с инфекциями и эпидемиями. Но с развитием промышленности и технологий в водоемы стали попадать такие вещества и соединения, о которых даже помыслить не могли наши предки. Все это может оказаться и в питьевой воде. Хлорирование, наряду с положительными имеет и отрицательные моменты. С органическими веществами хлор образует ядовитые и канцерогенные соединения: хлорат, хлорит, хлороформ, хлорфенол, хлорциан, хлорпикрин, монохлорамин, дихлорацетонитрил, бромхлорацетонитрил, трихлорацетонитрил и это не весь список.
Остается в воде и неорганика. Открыв крышку чайника, вы можете вдоволь полюбоваться на то, что в школе называли таблицей Менделеева.
Чем может угрожать питьевая вода. Чрезмерная концентрация алюминия грозит поражением мозга, бериллия – генными мутациями, селена – поражением ногтей и волос, алохлора (гербицид) – опухолями желудка и щитовидной железы, линдана (инсектицид) – нарушениями центральной нервной системы, радионуклидов – раком костей...
Опасна чрезмерная концентрация, а не сам по себе факт наличия какой бы то ни было "химии". Даже безобидные вещества и неорганические соединения, для которых и нормативов ПДК при контроле качества воды не предусмотрено, могут представлять реальную угрозу здоровью человека.
Но вода из под крана может стать более предпочтительным источником, чем даже вода из бутылок, при соблюдении всего одного условия: если ее гарантированно очистить.
Бытовые фильтры-кувшины, известные на рынке под разными торговыми марками, с этой задачей, мягко говоря, не справляются - отфильтровывают далеко не все, нуждаются в частой смене фильтрующего элемента, а при определенных обстоятельствах могут дать на выходе воду еще грязнее, чем на входе – если накопленные осадки начнут смываться. Иначе говоря, воду-то они чистят, но гарантий не дают.
Совершенно чистая вода может быть получена из многоступенчатых бытовых фильтров глубокой очистки, которые предназначены для установки прямо на водопроводные коммуникации в вашей квартире.
В коттеджах, которые снабжается водой из скважин, нужно ставить более серьезные системы – с предварительной фильтрацией. Она доведет “просто” воду до кондиции "воды из-под крана": сперва очистит от механических частиц, песка, взвесей и ржавчины, затем – от солей и веществ, которые делают воду "жесткой", а на выходе – от растворенных газов и органических соединений, которые влияют на цвет, вкус и запах воды.
Фильтры глубокой очистки питьевой воды - главным фильтрующим элементом в них является обратноосмотическая мембрана. Это полупроницаемый элемент, сквозь который свободно проходят молекулы воды, но где задерживается большинство других неорганических молекул. Если сосуд разделить пополам такой мембраной и по разную сторону налить простой воды и раствора соли, то через мембрану вода начнет самопроизвольно проникать в сторону раствора, снижая в нем его концентрацию и повышая в нем давление. Это и есть явление осмоса. Оно лежит в основе обмена веществ в живой клетке.
Но воду можно заставить проникать через мембрану и в противоположном направлении, если создать обратное давление и тем самым как бы выдавливать из раствора молекулы H2О – чистейшую воду!
В 60х годах обратноосмотические системы начали использовать для опреснения морской воды. С тех пор технология постоянно улучшалась. Научно-производственное предприятие "Мембранная Техника и Технология" была одной из компаний, где активно работали над усовершенствованием обратноосмотических систем. Производимые ее фильтры теперь широко используются в медицине - для получения сверхчистой воды, в ликероводочной индустрии, в быту. По меньшей мере, два вида ее изделий (они представлены разными моделями) заслуживают внимания. Это многоступенчатые фильтры глубокой очистки водопроводной воды серии "Ключ М" и фильтры семейства "Сапфир", которые необходимы в тех случаях, если вода нуждается еще и в предварительной очистке (взята из скважины или колодца).
Фильтры обратного осмоса принципиально отличаются от других типов фильтров, угольных адсорбционных или ионообменных. Последние – фильтры накопительного типа. Они задерживают и накапливают в себе примеси (как, кстати, и бытовые фильтры-кувшины). Чем это плохо – понятно и домохозяйке: фильтр сперва очищает, а затем начинает очищаться сам.
Обратноосмотический фильтр работает по другому принципу – он выступает в роли барьера, непреодолимой преграды на пути примесей и микроорганизмов и стоит "до последнего" – даже если мембрана забьется, "враг" не пройдет. А чтобы дорогостоящие мембраны не засорялись в течение нескольких лет службы вместе с ними и применяются фильтры предварительной очистки, которые, например, в "Ключе-М" образуют четырёхступенчатый контур фильтрации.
Существует мнение, что вода, почти полностью лишенная примесей, не слишком полезна для здоровья. Считается, что с водой человек получает до 6-8% суточной потребности полезных минеральных веществ. Именно эту цифру упоминают в разговорах специалисты и медики. Но и в ней можно усомниться, если сделать очень простой расчет.
Допустим, мы будем пить исключительно некую "специальную" воду, которая по концентрации полезных элементов соответствует верхнему пределу требований ВОЗ, а все содержащиеся в ней вещества будут на 100% усваиваться нашим организмом (что в реальности невозможно). Чтобы человеку получить суточную норму кальция, он должен выпить 8 литров "специальной" воды (или съесть пару ломтиков сыра 12 г). Магния – 10 литров (а можно съесть 27 г арбуза). Натрия – 25 литров (или всего 0,6 г соли пищевой). Калия – 167 литров (курага – 0,86 г). Фосфора – 1000 литров (грибы сушеные – 24 г).
В большей мере с водой и в меньшей мере с пищей в наш организм попадает фтор. Его суточная норма содержится в 1,33 литрах "специальной" воды (или в 129 граммах скумбрии).
Человек выпивает воды в сутки всего около шести двухсотграммовых стаканов. И, наверно, будет лучше, если они наполнятся не какой-то "специальной", а просто стерильной, чистой и вкусной водой.
вторник, 13 октября 2009 г.
Фильтры на основе обратного осмоса
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий